Согласно исследованиям Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Приморский край относится к регионам, наименее востребованным образовательными мигрантами с высокими баллами ЕГЭ. Кроме того, наблюдается тенденция миграции выпускников 9-х и 11-х классов приморских школ, связанная с поступлением в вузы и колледжи других городов, что, в свою очередь, приводит к вымыванию будущих перспективных кадров с рынка труда региона.
По мнению выпускников и их родителей, к причинам, влияющим на их предпочтения при выборе места обучения и места дальнейшего трудоустройства, можно отнести следующее:
- региональные образовательные системы и рынки труда часто не в состоянии предоставить условия для реализации потенциала квалифицированных кадров;
- территориально-поселенческое неравенство (территориальная удаленность от центра России);
- отсутствие социальных льгот по предоставлению жилья и отсутствие возможности найти хорошую работу.
К числу немаловажных факторов, влияющих на формирование образовательной траектории обучающегося, можно отнести слабую практическую направленность профориентационной работы в школах, недостаточное качество педагогической работы по формированию у обучающихся первичных представлений о приоритетных направлениях социально-экономического развития Приморского края и перспективах их развития.
Между тем, обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех относится к одной из основных задач в рамках деятельности ООН по достижению целей в области устойчивого развития.
Таким образом, наблюдается противоречие между существующей образовательной мобильностью выпускников школ Приморья и глобальными, федеральными региональными целями развития социально-экономической сферы.
На решение данного противоречия направлена инициатива создания сети инновационно-образовательных кластеров, которые представляют собой системное объединение различных организаций (общеобразовательных, среднего и высшего профессионального образования, научных учреждений, промышленных предприятий, организаций инвестиционно-инновационной инфраструктуры, органов государственного управления, органовместного самоуправления, общественных организаций и т.д.) , позволяющее использовать преимущества внутри кластерного взаимодействия с целью более быстрого и эффективного распространения новых знаний и компетенций, стимулирующих инновации для роста конкуренто способности экономики региона.
Целью создания и организации деятельности инновационно-образовательных кластеров является повышение эффективности и конкурентоспособности образования региона через развитие организаций-партнеров, укрепление кооперации и сетевого сотрудничества и совместное использование ресурсов.
Задачи:
- формирование механизмов эффективного взаимодействия между участниками кластера на основе горизонтальных связей;
- улучшение содержания и качества профориентационной работы при получении обучающимися первичных знаний и навыков о выполнении практических производственных операций на предприятиях-партнерах;
- создание условий для осуществления осознанного выбора дальнейшей траектории обучения выпускниками уровня основного общего образования;
- развитие кадрового потенциала общеобразовательных организаций.
В рамках реализации инициативы в ближайшей перспективе планируется создание 4-х кластеров:
- педагогический кластер;
- агрокластер;
- технологический кластер;
- естественнонаучный кластер.
Направления деятельности инновационно-образовательных кластеров:
· разработка и апробация новых стратегий и механизмов, направленных на модернизацию управления образованием, включая экономику образования;
· развитие новых организационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных организаций и организаций-партнеров;
· профориентационная работа с обучающимися с целью обеспечения кадровых потребностей региональной экономики;
· разработка и апробация новых форм и средств развития образования;
· апробация и внедрение педагогических инноваций.